TH Регуляция неконструктивного поведения участника группы

Материал из Лаборатория психотерапии
Версия от 15:52, 17 июля 2020; Павел Корниенко (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Это раздаточный материал к одному из модулей долгосрочной учебной программы про психодраме или к тематическому семинару.
Павел Корниенко, v0-1130 — Мастерская современной психодрамы, Москва


Быстро поднятое не считается упавшим (к теме утилизации ущерба)

Реагировать всегда! Реагирование ведущего — это возможность:

  • отрегулировать участника (установить, что можно, что нельзя);
  • задать групповую норму (установить, что можно, что нельзя);
  • утилизировать ущерб, нанесенный «пострадавшему» участнику и атмосфере группы;
  • избавить участника от неконструктивной реакции группы, а группу от необходимости защищаться самой;
  • (в некоторых случаях) обучить участника и группу действовать более конструктивно в таких ситуациях.


Принципы реагирования:

  1. забота об участнике;
  2. забота о группе;
  3. в любой реплике есть важное для говорящего, что можно выразить, не задевая других.


Условный универсальный план регулирующей реакции:

  • Тормознуть (дать понять, что что-то не так).
  • Поддержать (признать переживание или хороший мотив).
  • Помочь лучше сказать (в т. ч. чтобы дать возможность реабилитироваться перед группой).

Т. е. примерно так: 1) Ммм… 2) Я понимаю твои переживания… 3) Давай помогу сформулировать.


Градация степеней реагирования на неконструктивное действие участника (от намека до прямой остановки):

  1. Недифференцированно прокомментировать действия
    • 0: Что-то вы расшутились/рассоветовались/разошлись…
  2. Приостановить происходящее, взяв себе время подумать, но, может быть, и не отреагировать
    • 0: Ммм… Ну ладно.
  3. Обобщенно напомнить общее правило или призвать к аккуратности
    • 0: Я… Я… Говорите от себя.
    • 0: Нам лучше вообще не говорить в общем, а только про свой личный опыт…
    • 0: Нам лучше воздерживаться от любых оценок, даже от хороших…
    • 0: Давайте стараться быть чуть сдержанней/аккуратнее…
  4. Предложить другую форму для высказывания
    • 0: А можно я попробую тебя перевести?
    • 0: Можно я предложу тебе другую формулировку?
    • 0: Я понимаю, что ты не хочешь сказать ничего задевающего, но давай я расспрошу, что ты имеешь в виду, чтобы помочь сказать.
  5. Дать мягкую оценку реплики как неподходящей и помочь исправить
    • 0: Ммм… Такая реплика может задеть других. Давай я попробую помочь, как это лучше сказать.
  6. Тепло, но экспрессивно отреагировать
    • 0: Ща, ща, ща… Тут надо как-то иначе это говорить.
  7. Обсудить серьезно, по-взрослому
    • 0: Слушай, вот тут важно обсудить. Дело в том, что такая реплика может задеть других, т. к. ее можно воспринять как (…), а т. к. нам важно стремиться никого не задевать, то в таких случаях безопасно говорить: «…».
  8. Ясно и прямо остановить
    • 0: Подожди, прости, вот тут я должен тебя остановить. Такая реплика может задеть других, и она не соответствует формату групповой работы.


Выбор степени реагирования зависит от:

  • Чувствительности регулируемого участника (чтобы регуляция «не убила» и не осталась незамеченной).
  • Степени деструктивности некорректного действия участника (чтобы утилизировать ущерб и избавить группу от необходимости защищаться самой).
  • Эффективности предыдущей коррекции поведения этого участника (чтобы ситуация постепенно улучшалась, а не только всякий раз обрабатывалась и до следующего раза).